среда, 11 мая 2016 г.

Композиция. Пространство снимка.

Для фотографа чрезвычайно важно уметь правильно построить кадр, грамотно расположить его изобразительные составляющие. Ведь именно от этого напрямую зависит восприятие снимка зрителем!  В свою очередь, наиболее важной и ответственной частью фотографической композиции является пространство кадра, а точнее, его пространственное решение. 
Это своего рода канва, на которой фотограф-художник создает своё эмоциональное ёмкое произведение.



8 способов достичь пространства снимка.

Первый и самый известный способ создания на плоскости иллюзии трехмерного пространства является введение в кадр линейной перспективы, суть которой состоит в том, что одинаковые по величине предметы кажутся меньше, чем они удалены от наблюдателя. 



Второй способ - тональная перспектива выражается в изменении тонов предмета по мере их удаления. Разновидностью тональной перспективы является воздушная, при которой перспектива снимка создается благодаря присутствию в кадре атмосферной дымки. Существуют особые законы воздушной перспективы, из которых отметим наиболее важные.
  1. Если близко расположенные объекты контрастны, то удаленные постепенно теряют это качество (светлые предметы кажутся темнее, а темные - светлее)
  2. Если изображение отличается разнообразием цвета, то близкие предметы, как и положено, многоцветны, а вот удаленные видятся либо одноцветными, либо окрашенными в узком интервале цветовой гаммы.


Третий способ достижения эффекта пространственности заключается в стремлении добиться взаимного наложения объектов (часть более близкого объекта заслоняет часть более удаленного). Здесь особых разъяснений не требуется, так как такое изображение наблюдается в большинстве сюжетов.



Четвертый способ основан на том, что пространственность выявляется тем сильнее, чем меньше расстояние между камерой и объектом съемки. Можно не меняя точки съемки, изменять степень иллюзии трехмерности с помощью смены объективов: длиннофокусные объективы сокращают перспективу, широкоугольные - увеличивают.



Пятый способ также несложен: требуется лишь поместить ключевой источник света позади или сбоку объекта съемки, что создаст  драматические тени. Чем эти тени четче и длиннее, тем убедительнее ощущение пространства.



Шестой способ основан на том, что темный передний план усиливает пространственность (светлый, в свою очередь, ослабляет). Особенно ярко это проявляется, когда съёмка ведется через проём двери, окна, арки и проч. Черная окантовка фотокадра как бы изолирует фотоизображение от окружающего мира, заставляет вглядываться в глубину изображения.



Седьмой же способ наиболее прост: следует просто настолько открыть диафрагму, чтобы средний и задний планы виделись размытыми, неясными. Особенно эффективна расфокусировка фона при съемки портретов на пленэре с применением телеобъектива от 100 до 140мм.



Восьмой способ эффективен при съемки цветных фотографий. Известно, что теплые тона (желтый, оранжевый  и т.п.) кажутся ближе к зрителю, чем холодные (синий, зеленый  и т.п.) Это обстоятельство учитывается в картографии: возвышенности окрашивают на картах в теплые тона, а впадины и низины - в холодные. Следовательно, в фотографии расположение объектов теплого цвета на переднем плане усилит пространственность изображения.




Помимо ЛИНЕЙНОЙ, ТОНАЛЬНОЙ и ЦВЕТОВОЙ перспектив существует и ещё одна, самая важная - ЗРИТЕЛЬНАЯ перспектива, то есть способность человека моделировать пространство по некоторым признакам. Здесь играет роль мыслительный процесс, опирающийся на зрительный опыт.

Четвертое измерение нашего мироздания - это ВРЕМЯ.
Смею утверждать, что никакое искусство в мире так верно не выражает это загадочное измерение, как фотоискусство. Недаром говорят, что фотография - это "надгробный камень прошедшего времени, перед которым нужно снять шляпу".

____________________________________________

Сегодня физики получают снимки частиц микромира, жизнь которых длится миллиарды доли микросекунды, но никто пока не сделал снимка ВРЕМЕНИ!
Попытки были, но результаты не впечатляют. Быть может, передать фотографией образ времени невозможно, как, скажем, сновидение или эхо, но, когда Эйнштейна спросили, как он додумался до своей теории, он ответил примерно так: "Все знали, что этого не может быть, а я не знал."

Комментариев нет:

Отправить комментарий