вторник, 10 мая 2016 г.

Композиция. Равновесие в кадре.

Равновесие в кадре - это устойчивость композиции, которая достигается не только равномерным расположением в нём объектов и тональных пятен, но и распределением смысловых акцентов. 




Равновесие в кадре.

Естественно, самым простым решением уравновешенности изображения в кадре является симметричное расположение всех объектов съёмки. 

Симметрия - фундаментальное свойство природы, с которым связаны законы сохранения энергии, количества движения и др., свойства элементарных частиц,строение атомов, структура кристаллов и пр.
В симметричных построениях (зеркальных, радиальных, осевых, винтовых) самое для нас знакомое - БИЛАТЕРАЛЬНОЕ, то есть двухсторонняя симметрия у организмов, когда одна плоскость симметрии делит организм на одинаковые правую и левую половины.

В природе равновесие может осуществляться и иными способами.
Например, самое крупное наземное существо - гигантский динозавр антерктозавр (длина тела порядка 40 м.) Умница природа дала ему длинную шею с маленькой головой, чтобы он дотягивался до листвы деревьев, и длинный хвост, который служил противовесом для тяжелой шеи. 



Симметричное построение не всегда оправдано в силу того, что оно прямолинейно и однообразно и потому скучно. Кроме того, замечено, что если главный объект поместить точно в центре кадра на пересечении диагоналей, то человеческий глаз чувствует дискомфорт: ему кажется, что чего-то не хватает сверху и чуть правее.

Рассмотрим асимметричные композиции. 

Нахождение удачной, уравновешенной композиции между темным и светлым происходит у нас интуитивно и задача фотографа найти нужную пропорциональность.
Наглядно это продемонстрировано на рисунках ниже. 

Темная полоска представляется как окантовка


Огромная черная масса давит на серое


Темная и светлая масса уравновешены


Устойчивая система 

Поэтому логическими представляются построение композиции, когда в кадре присутствуют изображения наземных объектов и неба.

Важно всегда помнить, что если горизонтальные линии, особенно тонкие, пересекают весь кадр, то грубо "режут" изображение на куски, что нарушает  целостность композицию. Большую неприятность может причинить сильная вертикальная линия в кадре (ствол дерева, труба и пр.)

Эмоционально-смысловой баланс

Интересная тема об эмоционально-смысловом балансе в кадре, когда каркасная связь изображаемых в сюжете объектов напоминает какие-то геометрические фигуры: овалы, трапеции, треугольники и пр. Если это ОВАЛ, то для равновесия желательно его разместить ближе к центру кадра, если ТРАПЕЦИЯ - нужно учитывать, что перевернутая трапеция не совсем устойчива. Самая распространенная форма - ТРЕУГОЛЬНИК. Простенькие схемы наглядно демонстрируют степень устойчивости треугольных композиций (см рисунки ниже).


Черный овал - главные зрительные и смысловые центры кадра.


Неустойчивая картинка



Относительно устойчивые картинки





Устойчивые картинки 






Часто у начинающих фотографов фотолюбителей изображение молочно-белого неба создает дисбаланс по вертикали с изображением темных наземных объектов. Смягчить зрительный дискомфорт в таких сюжетах может черная окантовка снимка, темное паспорту или рамка.

На снимках нередко изображаются объекты БЕЗ ОПОРЫ: деревья, стулья, здания, люди и пр. Так как психологически, зрительно мы привыкли, что такие объекты опираются на какие-то поверхности, то такое "ПАРЕНИЕ" в пространстве предметов и людей разрушает гармонию зрительного восприятия.
Есть такие сюжеты, где очень сложно, а бывает невозможно, достичь равновесности изображения. Например, при съёмки гористого морского берега, где с одной стороны - нагромождения скал, а с другой - водная гладь и безоблачное небо. 
Удачей для фотографа будет, если в море появится какое-либо судно, или небо покроется грозовыми облаками, или над морем пролетят птицы. Если такой удачи нет и не предвидится, то целесообразно дать вертикальный кадр и разместить изображение берега с левой стороны кадра, и тогда разбалансировка правой и левой стороны кадра несколько сглаживается (см.рисунки)



Взгляд зрителя скользит вдоль береговой линии в глубь моря

Взгляд зрителя упирается в изображение берега и "заваливает" снимок направо.

Поскольку речь идет о равновесии, то впечатление тяжести того или иного цвета очень важно.

В черно-белой фотографии ясно: белое легче черного. Сложнее в цветной фотографии. Если окрашивать один и тот же предмет в разные цвета, то весомость будет зависеть от светлоты: чем темнее цвет, тем предмет будет казаться тяжелее.

Сравните цвет предметов плотных, непрозрачных, массивных, напоминающих цвет земли, с предметами цвета неба, которые ассоциируются с воздухом, легкостью. Зрительно представьте себе снимок, где с одной стороны изображения глыба льда, а с другой стороны по снегу куча темной одежды, которая по своему весу в десятки раз легче ледяной глыбы, но зрительно мы воспринимаем это наоборот.

По сравнению с чёрно-белой фотографией, где уравновешиваются цвета серой шкалы, в цветной фотографии необходимо считаться с гармоничным сочетанием цветов, то есть, фотографу, наряду с художественной жилкой нужно ещё чувство цветовой гармонии.

Примеры цветовой политры:













Комментариев нет:

Отправить комментарий