Равновесие в кадре - это устойчивость композиции, которая достигается не только равномерным расположением в нём объектов и тональных пятен, но и распределением смысловых акцентов.
В природе равновесие может осуществляться и иными способами.
Например, самое крупное наземное существо - гигантский динозавр антерктозавр (длина тела порядка 40 м.) Умница природа дала ему длинную шею с маленькой головой, чтобы он дотягивался до листвы деревьев, и длинный хвост, который служил противовесом для тяжелой шеи.
Симметричное построение не всегда оправдано в силу того, что оно прямолинейно и однообразно и потому скучно. Кроме того, замечено, что если главный объект поместить точно в центре кадра на пересечении диагоналей, то человеческий глаз чувствует дискомфорт: ему кажется, что чего-то не хватает сверху и чуть правее.
Черный овал - главные зрительные и смысловые центры кадра.
Неустойчивая картинка
Относительно устойчивые картинки
Устойчивые картинки
Удачей для фотографа будет, если в море появится какое-либо судно, или небо покроется грозовыми облаками, или над морем пролетят птицы. Если такой удачи нет и не предвидится, то целесообразно дать вертикальный кадр и разместить изображение берега с левой стороны кадра, и тогда разбалансировка правой и левой стороны кадра несколько сглаживается (см.рисунки)
Примеры цветовой политры:
Равновесие в кадре.
Естественно, самым простым решением уравновешенности изображения в кадре является симметричное расположение всех объектов съёмки.
Симметрия - фундаментальное свойство природы, с которым связаны законы сохранения энергии, количества движения и др., свойства элементарных частиц,строение атомов, структура кристаллов и пр.В симметричных построениях (зеркальных, радиальных, осевых, винтовых) самое для нас знакомое - БИЛАТЕРАЛЬНОЕ, то есть двухсторонняя симметрия у организмов, когда одна плоскость симметрии делит организм на одинаковые правую и левую половины.
В природе равновесие может осуществляться и иными способами.
Например, самое крупное наземное существо - гигантский динозавр антерктозавр (длина тела порядка 40 м.) Умница природа дала ему длинную шею с маленькой головой, чтобы он дотягивался до листвы деревьев, и длинный хвост, который служил противовесом для тяжелой шеи.
Симметричное построение не всегда оправдано в силу того, что оно прямолинейно и однообразно и потому скучно. Кроме того, замечено, что если главный объект поместить точно в центре кадра на пересечении диагоналей, то человеческий глаз чувствует дискомфорт: ему кажется, что чего-то не хватает сверху и чуть правее.
Рассмотрим асимметричные композиции.
Нахождение удачной, уравновешенной композиции между темным и светлым происходит у нас интуитивно и задача фотографа найти нужную пропорциональность.
Наглядно это продемонстрировано на рисунках ниже.
Наглядно это продемонстрировано на рисунках ниже.
Темная полоска представляется как окантовка
Огромная черная масса давит на серое
Темная и светлая масса уравновешены
Устойчивая система
Поэтому логическими представляются построение композиции, когда в кадре присутствуют изображения наземных объектов и неба.
Важно всегда помнить, что если горизонтальные линии, особенно тонкие, пересекают весь кадр, то грубо "режут" изображение на куски, что нарушает целостность композицию. Большую неприятность может причинить сильная вертикальная линия в кадре (ствол дерева, труба и пр.)
Эмоционально-смысловой баланс
Интересная тема об эмоционально-смысловом балансе в кадре, когда каркасная связь изображаемых в сюжете объектов напоминает какие-то геометрические фигуры: овалы, трапеции, треугольники и пр. Если это ОВАЛ, то для равновесия желательно его разместить ближе к центру кадра, если ТРАПЕЦИЯ - нужно учитывать, что перевернутая трапеция не совсем устойчива. Самая распространенная форма - ТРЕУГОЛЬНИК. Простенькие схемы наглядно демонстрируют степень устойчивости треугольных композиций (см рисунки ниже).Неустойчивая картинка
Относительно устойчивые картинки
Устойчивые картинки
Часто у начинающих фотографов фотолюбителей изображение молочно-белого неба создает дисбаланс по вертикали с изображением темных наземных объектов. Смягчить зрительный дискомфорт в таких сюжетах может черная окантовка снимка, темное паспорту или рамка.
Есть такие сюжеты, где очень сложно, а бывает невозможно, достичь равновесности изображения. Например, при съёмки гористого морского берега, где с одной стороны - нагромождения скал, а с другой - водная гладь и безоблачное небо.
На снимках нередко изображаются объекты БЕЗ ОПОРЫ: деревья, стулья, здания, люди и пр. Так как психологически, зрительно мы привыкли, что такие объекты опираются на какие-то поверхности, то такое "ПАРЕНИЕ" в пространстве предметов и людей разрушает гармонию зрительного восприятия.
Удачей для фотографа будет, если в море появится какое-либо судно, или небо покроется грозовыми облаками, или над морем пролетят птицы. Если такой удачи нет и не предвидится, то целесообразно дать вертикальный кадр и разместить изображение берега с левой стороны кадра, и тогда разбалансировка правой и левой стороны кадра несколько сглаживается (см.рисунки)
Взгляд зрителя скользит вдоль береговой линии в глубь моря
Взгляд зрителя упирается в изображение берега и "заваливает" снимок направо.
Поскольку речь идет о равновесии, то впечатление тяжести того или иного цвета очень важно.
В черно-белой фотографии ясно: белое легче черного. Сложнее в цветной фотографии. Если окрашивать один и тот же предмет в разные цвета, то весомость будет зависеть от светлоты: чем темнее цвет, тем предмет будет казаться тяжелее.
Сравните цвет предметов плотных, непрозрачных, массивных, напоминающих цвет земли, с предметами цвета неба, которые ассоциируются с воздухом, легкостью. Зрительно представьте себе снимок, где с одной стороны изображения глыба льда, а с другой стороны по снегу куча темной одежды, которая по своему весу в десятки раз легче ледяной глыбы, но зрительно мы воспринимаем это наоборот.
По сравнению с чёрно-белой фотографией, где уравновешиваются цвета серой шкалы, в цветной фотографии необходимо считаться с гармоничным сочетанием цветов, то есть, фотографу, наряду с художественной жилкой нужно ещё чувство цветовой гармонии.
Примеры цветовой политры:
Комментариев нет:
Отправить комментарий