Линейное построение произведения искусства является одним из главных элементов изобразительной композиции. Наиболее яркое выражение этот принцип находит в архитектуре, в меньшей степени - в музыке. Линейные элементы можно обнаружить и в литературном произведении (сюжетная линия), и, конечно, в фотографическом.
Если составить краткий конспект подавляющего большинства пособий по фотографии, касающихся роли линий в кадре, то он может выглядеть так:
1. Существуют, кроме видимых линий (тропинка, солнечные лучи, ветки дерева и т.д.), линии невидимые (направление взгляда или жеста человека, направление движения объекта и т.д.).
1. Существуют, кроме видимых линий (тропинка, солнечные лучи, ветки дерева и т.д.), линии невидимые (направление взгляда или жеста человека, направление движения объекта и т.д.).
Взгляд человека
2. Линии в кадре несут разнообразную эмоциональную нагрузку: изогнутые и горизонтальные успокаивают, ломаные раздражают, вертикальные возвеличивают, диагональные придают динамику.
Вертикальные линии
Горизонтальные линии
Диагональ
Ломанные линии
3. Линия, по которой движется взгляд зрителя, может быть не только поступательный, но и образовать овал, треугольник, квадрат и пр. Самое сильное впечатление создается тогда, когда в кадре нечетное число привлекающих внимание объектов, а точнее - когда число равно трем (композиционный треугольник)
Цветовая поддержка левого нижнего и правого верхнего углов (бабочка и драпировка на заднем плане) является так же (вместе со зрительной линией от носика кувшина) и динамическим выходом на левый верхний угол.
Классическая «тональная композиция, построенная в фигуре «прямоугольный треугольник». Предметы натюрморта составляют две уравновешенные по отношению к друг другу группы: 1 группа – два кувшина, 2 группа – два слона.
Классическая композиция выстроена в фигуре «треугольник», где важную роль играет также его центральная ось (на ней находятся смысловые точки: голова девушки у окна работы Вермеера, контрастный белый лист на темном фоне книги, монета). Две параллельно стоящие свечи и идущий от них дым дают динамику снимку.
4. Если в кадре есть линия, которая заставляет взгляд перейти от второстепенного к главному, то она способствует гармоничности композиционного построения снимка.
5. Линии способны создавать оптические иллюзии. С этими явлениями можно с интересном и пользой для фотографа ознакомиться по учебнику физики.
Вот простой пример, который наводит на размышления о связи между пространственными направлениями и нашими чувствами, а именно: движение вниз справа налево вызывает грусть, движение вверх слева направо - радость.
Вот простой пример, который наводит на размышления о связи между пространственными направлениями и нашими чувствами, а именно: движение вниз справа налево вызывает грусть, движение вверх слева направо - радость.
Комментариев нет:
Отправить комментарий